Библиотека

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ДАЛЬНЕГО ПЕРЕХВАТА

Николай СКОК

Николай Иванович Скок родился в 1935 г. Окончил Батайское авиационное училище летчиков им. Серова, Военно-воздушную академию им. Гагарина, Военную академию Генерального штаба. Командовал кораблем, авиаэскадрильей, авиационным полком, был заместителем командира 23-й дивизии ПВО. Затем командовал дивизией ПВО, был военным специалистом в аппарате ВВС и ПВО ННА ГДР, преподавателем в академии Генштаба. Кандидат военных наук, доцент. В настоящее время – доцент кафедры оперативного искусства ВАГШ. Награжден четырьмя орденами и многими медалями. Военный летчик 1-го класса. Генерал-майор авиации.

Я хочу рассказать о том, как происходило перевооружение 518-го истребительного авиационного полка (Архангельск, аэр. Талаги) на первый советский сверхзвуковой авиационный комплекс дальнего перехвата (АКДП) Ту-128-С4, сыгравший исключительно важную роль в совершенствовании системы противовоздушной обороны 10-й ОА ПВО во второй половине 60-х годов.

Как известно, в этот период времени для системы ПВО нашей армии сложилась не совсем благоприятная ситуация по контролю воздушного пространства в акваториях Баренцева и Карского морей на Северном стратегическом воздушно-космическом направлении (СВКН). Это направление было для СССР – равно как и сейчас остается для России – наиважнейшим в том плане, что оно по кратчайшему пути выводит средства воздушно-космического нападения противника к центральному экономическому региону страны, к ее столице – Москве. Для 10-й армии стояла задача не только осуществлять действенный контроль воздушного пространства, но и не допустить нарушений государственной границы в воздухе. А потенциальных нарушителей в тот период было более чем достаточно. Периодически один–два раза в неделю появлялся стратегический разведчик SR-71. Несла боевое дежурство в воздухе и стратегическая авиация США с ядерным оружием на борту по программе «Гигантское копье» в районе Северного полюса, приближаясь к северной границе наших территориальных вод.

На вооружении самолетов стратегической авиации имелись управляемые ракеты (УР) типа «Хаунд-Дог», СРЭМ и ожидалось поступление крылатых ракет воздушного базирования типа АЛКМ. Эти средства поражения позволяли самолетам стратегической авиации наносить удары по важным объектам, не входя в зону активных действий сил и средств ПВО, поскольку для истребительной авиации и зенитных ракетных войск они были недосягаемы.

Такова была обстановка, когда руководство страны приняло решение на создание самолета-перехватчика с большим радиусом действия, который мог бы действовать в высоких широтах автономно и полуавтономно, во взаимодействии с самолетами РДДН осуществлять перехват и уничтожение самолетов стратегической авиации противника до рубежей пуска ими управляемых ракет типа «Хаунд-Дог», «СРЭМ», а в последующем и крылатых ракет.

На конкурсной основе задачу на разработку такого перехватчика получило КБ А.Н. Туполева и в 1961 году на воздушном параде в Тушино самолет был впервые показан в полете в сопровождении истребителей-перехватчиков Су-9... Мне посчастливилось присутствовать на этом уникальном воздушном параде в Тушино. Среди многих интересных машин, включая большое количество самолетов-истребителей, особо выделялся довольно большой красивый самолет с двумя ракетами под стреловидным крылом. Позднее выяснилось, что это был опытный экземпляр из серии «изделие И», трансформированный впоследствии в авиационный ракетный комплекс Ту-128-С4. Мы с друзьями-летчиками восхищались увиденным и никому не приходило в голову, что через несколько лет нам самим придется осваивать этот самолет в суровых условиях Крайнего Севера, и что на целых девять лет он останется основной частью нашей летной жизни. Случилось так, что, летая на этом самолете, я прошел в одном авиационном полку все должностные ступени – от командира корабля до командира этого полка включительно, а затем продолжал летать в должности заместителя командира 23-й дивизии ПВО до ухода на учебу в академию Генерального штаба. Но все это было потом...

В 1966 году в истребительный авиационный полк на аэродроме Подужемье поступил приказ отобрать группу из 8 летчиков 1-го класса с налетом не менее 700 часов и откомандировать в центр переучивания летного состава истребительной авиации Войск ПВО страны для теоретического изучения «изделия И». В эту группу вошли старшие летчики капитаны И. Горло, А. Давыдовский, В. Нироденко, В. Поверенов, Р. Раев, Я. Лесдорф, В. Янкевич и я.

К этому времени первая группа, 12 экипажей во главе с командиром 518-го полка подполковником В.А. Коротеевым, уже переучилась теоретически и приступила к полетам в центре переучивания под руководством инструкторов. А наша группа приступила к изучению абсолютно новой для нас техники... Все было не только новым, незнакомым, но и достаточно сложным по отношению к тому, что мы изучали и эксплуатировали ранее – до этого мы летали на МиГ-17. Но мы были молоды и, в общем-то, с задачей по изучению теоретического курса успешно справились, хотя некоторым из нас и приходилось пересдавать отдельные дисциплины – особенно если зачет или экзамен выпадал на понедельник после «похода» в соседний населенный пункт...

Мы постоянно отслеживали, как наши товарищи проходили практическую часть переучивания – полеты. Здесь были достаточно серьезные проблемы: в тот период не было учебно-тренировочного самолета Ту-128 и вывозные полеты осуществлялись на гражданском Ту-124, взлетно-посадочные характеристики которого близки были к этому типу самолета. Единственно, что в какой-то мере соответствовало процессу обучения для последующего освоения тяжелого сверхзвукового перехватчика – это вес самолета, высота кабины от бетонки и штурвал вместо привычной ручки. И вот, осуществив около десятка провозных полетов на Ту-124, пройдя наземную подготовку и тренажи в кабине боевого самолета, осущест