Концепции

Вроде не противники

Анализ строительства Вооруженных сил стран НАТО и направленности их оперативной и боевой подготовки свидетельствуют об их ориентированности на ведение военных действий против Вооруженных сил России
На рубеже XX-XXI вв. мир вступил в один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории, характеризующийся крайней неопределенностью перспектив развития геополитической обстановки и ожиданием крупных перемен во всей системе мироустройства. В 1991 г. прекратила существование военная структура - Организации Варшавского Договора, распался Советский Союз. Это резко изменило всю стратегическую и политическую обстановку как в Европе, так и во всем мире. Практически начался переход от биполярного мира к однополярному. Официально прекращена «холодная война», однако скрытые механизмы ее ведения и геополитические интересы продолжают влиять на развитие военно-политической обстановки в мире. США форсировали усилия, направленные на обеспечение своего безраздельного мирового лидерства с опорой на военно-политический блок НАТО.

С распадом СССР и прекращением деятельности Организации Варшавского Договора, исчезла и так называемая «советская угроза» – главный фактор, оправдывавший существование НАТО. Исчезли и другие объективные предпосылки дальнейшего существования на континенте столь мощного военной организации. Прекратила свое существование Советская Армия, претерпевшая в течение нескольких лет ряд сокрушительных ударов: потерю всех союзников по Варшавскому договору; стремительное сокращение ядерных и обычных вооружений; не подготовленный и похожий скорее на бегство вывод наиболее боеспособных группировок войск из стран Центральной и Восточной Европы (Западной, Центральной, Южной и Северной групп войск); потерю шести наиболее подготовленных и укомплектованных приграничных военных округов и основных пунктов базирования ВМФ, существенное ослабление боеспособности Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии, глубокие организационные и кадровые потрясения. Образовавшаяся на этих руинах Российская армия несопоставима с Советской ни по боевой мощи, ни по уровню оперативной и боевой подготовки, обеспеченности и социальной поддержки.

Однако все эти исторические перемены глобального масштаба ничуть не поколебали решимость военно-политического руководства блока НАТО сохранить альянс, который за эти годы нарастил свои боевые возможности и территориально расширил военно-политическое влияние в мире. Следовало только ответить на единственный вопрос: «Как оправдать существование альянса в принципиально изменившихся условиях, приспособить его к реалиям изменившейся Европы, к решению новых, более или менее правдоподобных задач», а также определить какое место в политике НАТО в новых условиях должны занять государства, образовавшиеся на территории бывшего СССР и прежде всего Россия.

Главенствующую роль в сохранении и усилении НАТО, его коренном преобразовании сыграли Соединенные Штаты, которые всегда рассматривали НАТО как основной инструмент своего доминирования на евроатлантическом пространстве. С начала 1990-х гг. США приступили к реализации идеи однополярного миропорядка и обеспечения Соединенным Штатам статуса единственной супердержавы, сохранения абсолютного глобального лидерства.

Что представляет собой в настоящее время ставший таким популярным среди руководства бывших республик СССР и его союзников по социалистическому лагерю блок НАТО, каковы его структура, функции и задачи?

Североатлантический союз NATO (North Atlantic Treaty Organisation – Организация Североатлантического договора) – создан в 1949 г. Первыми странами-участницами НАТО стали США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

На сегодняшний день в состав НАТО входят 26 государств: Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, США, Турция, Франция, Чехия и Эстония.

Зона ответственности НАТО охватывает территории стран-участниц блока и принадлежащие им острова (за исключением США, Канады и Франции), акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного морей, а также воздушное пространство над ними.

Руководство деятельностью НАТО осуществляют военно-политические и военные органы блока.

Высшим политическим органом является Североатлантический Совет (Совет НАТО). Его заседания проводятся на уровне глав государств и правительств стран-участниц, министров иностранных дел, министров обороны. В период между сессиями функции Совета НАТО выполняет Постоянный совет, куда входят постоянные представители всех стран-участниц блока.

Комитет военного планирования НАТО является высшим органом блока по решению военно-политических проблем. Его заседания организуются на уровне министров обороны и постоянных представителей (Постоянный комитет военного планирования, без участия Франции).

Группа ядерного планирования НАТО на уровне министров обороны стран-участниц блока (кроме Франции и Исландии) занимается изучением и разработкой проблем ядерной стратегии НАТО.

Военный комитет НАТО осуществляет общее руководство вооруженными силами блока на основании решений Комитета военного планирования. В его состав входят начальники генеральных штабов (главнокомандующие) вооруженных сил стран Североатлантического союза (за исключением Исландии), в состав Постоянного военного комитета – военные представители.


Экипаж самолета ДРЛО и У Е-3А АВАКС (NATO Airborne Early Warning & Control Force E-3A component) направляется к машине.
Фото: US NAVY

Периодичность заседаний:

- Совета НАТО на уровне глав государств и правительств – обычно один раз в два года (для решения особо важных вопросов);

- Совета НАТО, Комитета военного планирования, Группы ядерного планирования на уровне министров обороны – два раза в год;

- Военного комитета на уровне начальников генеральных штабов – три раза в год;

- постоянных органов – один раз в неделю.

Руководство блока на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 г. саммите НАТО приняло Стратегическую концепцию, которая по своей сущности является военной доктриной блока. В ней определены цели и задачи альянса, его место и роль в структуре международных организаций, направления развития отношений со странами Восточной Европы и государствами-участниками Содружества Независимых Государств, а также приоритеты в строительстве ОВС НАТО.

Главным предназначением НАТО декларируется обеспечение безопасности его членов и поддержание стабильности на евроатлантическом пространстве. Для реализации этого намечается решение ряда фундаментальных задач, а именно: поддержка демократических институтов; координация усилий стран-участниц, направленных на решение проблем, затрагивающих их интересы; поддержание военного потенциала блока на необходимом уровне.

Кроме этих задач в новой концепции на НАТО официально возлагается новая функция – урегулирование кризисных ситуаций и конфликтов, в частности, путем проведения военных операций различного характера и масштаба не только в зоне ответственности блока, но и за ее пределами.

При этом правовые аспекты проведения таких операций в документе четко не оговорены, что позволяет альянсу осуществлять в случае необходимости силовые акции без санкции Совета Безопасности ООН в любом регионе мира. Ярким примером этому является проведение ОВС НАТО операции «Союзническая сила» против Югославии в 1999 г.

Для упрочения своих позиций в системе евроатлантической безопасности Североатлантический альянс намерен развивать и углублять сотрудничество с основными международными и региональными организациями (ООН, ОБСЕ, ЕС). Предусматривается дальнейшее сближение НАТО с Балканскими государствами и развитие отношений с государствами-участниками СНГ в рамках Совета евроатлантического партнерства и программы «Партнерство ради мира».

В Стратегической концепции НАТО также подтвержден курс руководства блока на дальнейшее расширение зоны ответственности альянса за счет принятия в его состав других стран. Предусматривается принятие в Североатлантический союз государств, представляющих стратегический интерес для Запада.

При этом учитываются не столько критерии реальной готовности государств-претендентов на вступление в блок, сколько их лояльность по отношению к политике США, приверженность западным ценностям, степень участия в текущих операциях НАТО, а также их геостратегическое положение в плане продвижения интересов Запада (примером этому являются Украина и Грузия). Практически все страны альянса поддержали предложение Вашингтона направить на саммите альянса в Бухаресте (апрель 2008 г.) приглашение Албании, Македонии и Хорватии присоединиться к блоку.

Тем не менее, в деятельности Североатлантического союза важное место занимает развитие в выгодном для альянса направлении отношений с Россией, от политики которой, по мнению экспертов НАТО, в значительной степени зависит безопасность на Европейском континенте.

Российская Федерация и большинство государств-участников СНГ официально не рассматриваются в качестве вероятных противников НАТО. Вместе с тем анализ строительства вооруженных сил стран НАТО и направленности их оперативной и боевой подготовки свидетельствует об их ориентированности на ведение военных действий, прежде всего против Вооруженных Сил Российской Федерации.

Одним из приоритетных направлений политики НАТО является углубление партнерских отношений в военной сфере со странами – участницами Средиземноморского диалога (Алжир, Египет, Израиль, Иордания, Мавритания, Марокко, Тунис). Это обусловлено важным геостратегическим положением Средиземноморского региона, через который проходят важнейшие коммуникации транспортировки углеводородного сырья, а также сохраняющейся в регионе политической нестабильностью, связанной с функционированием исламских экстремистских и террористических группировок.

При анализе потенциальных источников угроз в альянсе исходят из того, что, несмотря на позитивное изменение стратегической обстановки и снижение до минимума вероятности развязывания против НАТО крупномасштабной агрессии, возможность ее в долгосрочной перспективе исключать нельзя. Одновременно существует вероятность возникновения на евроатлантическом пространстве кризисных ситуаций локального масштаба с последующим перерастанием их в военные конфликты различного характера и интенсивности, затрагивающие интересы блока. Особое внимание в Стратегической концепции обращено на военные угрозы на границах зоны ответственности альянса.

В качестве основных источников возникновения кризисных ситуаций рассматриваются: международный терроризм, территориальные претензии, национальные и религиозные противоречия, распространение оружия массового поражения и технологий двойного назначения, рост организованной преступности, увеличение масштабов незаконной миграции. Кроме того, не исключается, что при определенных условиях источником угроз могут стать резкое изменение внутриполитической обстановки вследствие провала социально-экономических реформ в государствах с «переходной» экономикой, дезинтеграционные процессы и массовое нарушение прав человека в отдельных странах.

Такой расширенный перечень источников военной опасности при отсутствии четких критериев их толкования позволяет руководству блока, под предлогом нейтрализации угроз для своей безопасности, проводить политику с позиции силы в отношении практически любого государства, военно-политический курс которого не отвечает интересам НАТО.

Основными угрозами для безопасности альянса считаются: глобальный характер терроризма, неконтролируемое распространение оружия массового поражения и средств его доставки, политические и экономические кризисы в зонах жизненно важных интересов блока. Особо выделяется опасность нарушения доступа к сырьевым ресурсам, в первую очередь к источникам нефти и газа.

Для противодействия этим угрозам наряду с использованием политических, дипломатических и экономических мер подтверждена возможность упреждающего задействования военного потенциала НАТО, в том числе ядерного оружия, как в традиционной зоне ответственности альянса, так и за ее пределами. При этом в тексте содержатся формулировки, позволяющие в случае необходимости прибегать к использованию военной силы без санкции Совбеза ООН.

В современных условиях, по мнению руководства НАТО, значительно расширяется круг решаемых блоком задач. Североатлантический союз должен гарантировать оборону и безопасность своим членам, проводить операции по урегулированию кризисов, противодействовать терроризму и выполнять гуманитарные миссии в любых регионах мира, а также обеспечивать защиту интересов альянса и государств – его членов во всем мире, гарантировать участникам организации свободный доступ к энергетическим ресурсам и их безопасную транспортировку к потребителям.


Крейсер УРО ВМС США «Сан Джасинто» (USS San Jacinto, CG 56) и большой противолодочный корабль ВМФ России «Адмирал Чабаненко» (проект 1155.1).
Фото: US NAVY

В рамках дальнейшей разработки новой Стратегической концепции НАТО США и их ближайшие союзники по блоку (Великобритания, Нидерланды, а также чрезмерно инициативные (страны Балтии, Польша и Чехия) восточноевропейские новички) инициировали обсуждение собственных подходов к ее содержанию.

При этом предлагается преобразовать НАТО в глобальную политико-военную организацию, способную контролировать ситуацию в любом регионе мира, для чего выдвигается идея создать на первоначальном этапе некий стратегический «триумвират» из руководителей США, НАТО и Евросоюза, а также закрепить американские взгляды на применение ядерного оружия, в том числе превентивное, для нейтрализации «асимметричных угроз».

На современном этапе главным направлением деятельности Североатлантического союза является повышение его военных возможностей по реагированию на новые угрозы и вызовы безопасности. Страны-участницы НАТО планируют направить основные усилия на повышение возможностей ОВС по противодействию терроризму и урегулированию кризисов на удаленных ТВД. В связи с этим военное руководство альянса намерено осуществить комплекс мероприятий по наращиванию оперативных возможностей сил первоочередного задействования.

Кроме того, повышению военного потенциала НАТО будут способствовать мероприятия направленные на создание системы разведки наземной обстановки НАТО, увеличение стратегических воздушных и морских перевозок, создание системы ПРО на ТВД, развертывание многонациональных структур тылового обеспечения войск (сил), формирование коллективных возможностей восстановления пострадавших территорий (после вооруженного конфликта), а также на создание структур совместной подготовки личного состава подразделений сил специальных операций объединенных вооруженных сил (ОВС) НАТО.

Согласно существующим в НАТО принципам, войска (силы), входящие в состав ОВС, имеют несколько видов классификации, основными из которых являются оперативное предназначение и степень боевой готовности.

В зависимости от оперативного предназначения, объединенные вооруженные силы альянса подразделяются на силы универсального применения и силы территориального применения.

В зависимости от степени боевой готовности, ОВС НАТО подразделяются на три категории:

- силы высокой готовности (срок приведения в полную боевую готовность – до 90 суток);

- силы пониженной готовности (от 90 до 180 суток);

- силы длительного развертывания (более 365 суток).

Силы высокой и пониженной готовности составляют силы с установленной степенью боевой готовности ОВС НАТО.

Силы универсального применения составляют основу ОВС НАТО и предназначены как для ведения военных действий в рамках статьи 5 Североатлантического договора о «коллективной обороне» (устанавливает, что в случае «вооруженного нападения» на одного или нескольких его участников другие члены НАТО немедленно окажут помощь стране или странам, подвергшимся «нападению», путем осуществления такого действия, какое они «сочтут необходимым, включая применение вооруженной силы»), так и для участия в операциях по урегулированию кризисных ситуаций, проводимых на удаленных ТВД. Включают многонациональные формирования сухопутных войск, ВМС и ВВС высокой и пониженной готовности, способные вести боевые действия (в том числе на удаленных от Европы театрах военных действий).

В состав сухопутного компонента сил универсального применения выделено девять оперативно-тактических объединений: шесть армейских корпусов (АК) быстрого развертывания (БР) высокой готовности (объединенный АК БР НАТО (штаб в Рейндален, ФРГ), германо-голландский АК БР (Мюнстер, ФРГ), итальянский АК БР (Милан, Италия), испанский АК БР (Валенсия, Испания), турецкий АК БР (Стамбул, Турция), «Еврокорпус» БР (Страсбург, Франция) и три объединения пониженной готовности – германо-датско-польский АК БР (Щецин, Польша), польский АК БР (Краков, Польша) и греческий АК БР (Салоники, Греция).

Воздушный компонент сил универсального применения НАТО включает органы и пункты управления (мобильные центры управления воздушными операциями командований ОВВС НАТО «Север» и «Юг»), формирования боевой и вспомогательной авиации, а также наземные силы и средства ПВО.

В морской компонент сил универсального применения входят боевые корабли, авиация ВМС, подразделения амфибийно-десантных сил в составе, достаточном для формирования до трех группировок ОВМС НАТО оперативного уровня. Для управления этими группировками предусматривается задействовать три штаба ОВМС блока морского базирования. Основой для развертывания этих органов управления являются оперативные группы штабов командований ВМС Великобритании (на борту АВЛ «Арк Ройял»), Италии (на борту АВЛ «Джузеппе Гарибальди») и Испании (на борту ДВКД «Кастилия»).

Франция, формально не являясь членом военной организации Североатлантического союза, при определенных условиях может выделить в оперативное подчинение командования ОВС НАТО национальные воинские формирования, а также командно-штабные структуры для действий в составе сил универсального применения альянса и руководства группировками видовых компонентов коалиционных ВС НАТО.

С этой целью, на базе органов управления различных видов вооруженных сил Франции в соответствии со стандартами НАТО, созданы многонациональный штаб французского АК БР высокой готовности (Лилль), штабы военно-морских сил (на борту ДВКД «Тонер») и военно-воздушных сил (с ЦУВО в Мон-Верден), основу командования и оперативного состава которых составляют французские военнослужащие.

Наиболее боеготовым компонентом сил универсального применения являются силы первоочередного задействования (СПЗ) НАТО. В их состав на ротационной основе предусмотрено передавать наиболее боеготовые части и подразделения всех видов вооруженных сил стран-участниц НАТО.

СПЗ предполагается использовать как самостоятельно, так и в составе основной группировки войск (сил). При этом они должны быть способны решать следующие задачи:

- проведение операций по урегулированию кризисных ситуаций;

- создание условий для развертывания основной группировки ОВС НАТО (в случае расширения масштаба конфликта).

Кроме того, они должны быть готовы к выполнению специальных задач, таких как противодействие террористическим угрозам, ликвидация последствий применения ОМП, природных и техногенных катастроф, оказание гуманитарной помощи и др.

Военным руководством блока предъявляются следующие требования к СПЗ НАТО: высокая мобильность; способность к минимальному по срокам (до 30 суток) развертыванию в любом районе мира; способность в течение 30 суток вести боевые действия в отрыве от баз снабжения (или на протяжении более продолжительного периода времени, при условии пополнения запасов материальных средств).

В структурном отношении СПЗ включают сухопутный, воздушный и морской компоненты, а также контингент сил специальных операций.

Сухопутный компонент СПЗ НАТО включает многонациональную бригаду (формируется по «модульному принципу» за счет передачи в подчинение штаба бригады до четырех батальонов различного типа), а также комплект подразделений боевого и тылового обеспечения (выделяется из состава корпусного комплекта частей и подразделений обеспечения). Органы управления многонациональной бригады создаются на основе штаба бригады, выделенной в состав АК БР, штаб которого назначен для руководства сухопутным компонентом СПЗ альянса.


Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» (слева) и эсминец ВМС США «Лассен» (Arleigh Burke-class guided-missile destroyer USS Lassen, DDG 82) – участники недавних маневров в Тихом океане.
Фото: US NAVY

В состав воздушного компонента СПЗ НАТО входят подразделения ВВС стран-участниц блока. К органам управления воздушного компонента СПЗ блока относятся командование, сформированное на основе штаба ОВВС НАТО или ВВС одной из стран-участниц, а также мобильные и стационарные центры управления воздушными операциями (ЦУВО). Состав сил и средств воздушного компонента СПЗ НАТО позволяет осуществлять до 200 самолето-вылетов в сутки в интересах поддержки сухопутных и морских группировок, противовоздушной обороны района совместных действий, а также решения других задач операции.

В состав морского компонента СПЗ блока включены командование и штаб ОВМС НАТО морского базирования, разнородные силы (авианосная/корабельная ударная группа, корабельная поисково-ударная группа, амфибийно-десантная группа, группа минно-тральных сил; подводные лодки; самолеты авиации ВМС), сведенные в оперативное соединение ОВМС блока (всего около 40 боевых кораблей). Основой для формирования морского компонента СПЗ являются постоянные группы ОВМС и минно-тральных сил ОВМС альянса.

Воинские контингенты, передаваемые странами-членами НАТО в оперативное подчинение этих органов управления, включаются в состав дежурных сил и находятся в постоянной боевой готовности в течение шести месяцев (для ВВС – три месяца), до их последующей замены другими подразделениями, прошедшими необходимую подготовку.

Руководство группировкой СПЗ НАТО поочередно возлагается на штабы объединенных командований: OK OBC НАТО «Север», «Юг» или «Запад»; сухопутным компонентом – на штаб одного из АК БР высокой готовности; воздушным компонентом – на командование ОВВС НАТО «Север», «Юг» или на командование ВВС одной из стран НАТО (с задействованием мобильного или стационарного ЦУВО); морским компонентом - на один из штабов ОВМС высокой готовности. При этом штабы группировки СПЗ НАТО осуществляют руководство подчиненными формированиями в течение одного года, а органы управления видовыми компонентами – от шести месяцев до одного года.

Согласно требованиям военного руководства НАТО, боевой состав сил универсального применения, должен быть достаточным для проведения одновременно одной-двух межвидовых операций по урегулированию кризисных ситуаций продолжительностью до двух лет. При этом штабы и воинские формирования сил высокой готовности предполагается задействовать на начальных этапах таких операций, а силы пониженной готовности должны обеспечивать их планомерную ротацию (контингентов сухопутных войск и ВМС – через каждые полгода, ВВС – через каждые три месяца).

Силы территориального применения предполагается задействовать главным образом в ходе военных действий в рамках «коллективной обороны». Они состоят в основном из национальных формирований и решают оперативные задачи преимущественно в пределах территорий стран-участниц НАТО.

Силы территориального применения составляют около 60% (сухопутные войска) и около 10% (ВВС и ВМС) от общего состава сил с установленной степенью боевой готовности. Они должны обеспечить отражение ограниченного нападения на страны НАТО на наиболее опасных направлениях. При необходимости они могут совместно с силами универсального применения участвовать в операциях по урегулированию кризисов и вооруженных конфликтов, проводящихся на незначительном удалении от пунктов постоянной дислокации.

На начальном этапе крупномасштабного военного конфликта, силы с установленной степенью боевой готовности, должны быть способны провести одну операцию оперативно-стратегического масштаба и создать условия для отмобилизования и формирования соответствующих группировок из состава сил длительного развертывания.

Силы длительного развертывания включают соединения и части сухопутных войск, ВВС и ВМС стран-участниц, находящиеся в мирное время в подчинении национальных органов управления и предназначенные для передачи в распоряжение командований ОВС НАТО после отмобилизования в ходе стратегического развертывания.

В зависимости от подчиненности коалиционным командованиям в мирное время войска (силы) альянса подразделяются на переданные, выделенные и предназначенные для передачи в оперативное подчинение командования ОВС НАТО.

Войска (силы), переданные в оперативное подчинение командованию ОВС НАТО, включают соединения и части, находящиеся в распоряжении коалиционных органов военного управления НАТО в повседневных условиях (СПЗ, силы и средства командования ДРЛО и управления авиацией «Авакс-НАТО», силы и средства, включенные в объединенную систему ПВО НАТО, подразделения ВВС, несущие боевое дежурство).

Соединения и части, выделенные для передачи в оперативное подчинение командованию ОВС НАТО, в мирное время находятся в национальном подчинении. К ним относятся соединения и части, входящие в состав сил с установленной степенью боевой готовности. В отношении этих формирований заключены специальные договоренности о передаче в оперативное подчинение определенного органа управления ОВС НАТО. Переподчинение предусмотрено в конкретной ситуации (например, при обострении военно-политической обстановки, для участия в операциях по урегулированию кризисов и вооруженных конфликтов или в учениях). Для приведения в боевую готовность таких соединений и частей может потребоваться доукомплектование их личным составом, а также пополнение запасов материальных средств.

К формированиям, предназначенным для передачи в оперативное подчинение командования ОВС НАТО, относятся соединения и части, входящие в состав сил длительного развертывания. Для приведения этих формирований в боевую готовность может потребоваться проведение мобилизации национальных вооруженных сил (перевод войск (сил) на организацию и состав военного времени). Передача их в оперативное подчинение командования ОВС НАТО предусматривается в случае принятия решения о переводе вооруженных сил НАТО на военное время (при подготовке к крупномасштабным военным действиям).

В соответствии со Стратегической концепцией НАТО на ядерные силы блока при современном развитии военно-политической обстановки в Европе и мире возлагаются прежде всего задачи политического характера: защита интересов блока, демонстрация солидарности и общей заинтересованности стран НАТО в предотвращении войны.

Выполнение этих задач обеспечивается за счет сохранения в вооруженных силах европейских государств национальных средств доставки ядерного оружия, базирования ядерных сил на территориях стран НАТО в мирное время, проведения консультаций и других мероприятий по контролю за ядерными средствами, а также посредством участия в коллективном формировании ядерной политики. При этом «ядерное устрашение» не является единственным способом поддержания мира, а выступает в роли сдерживающего фактора, лишая агрессора уверенности в безнаказанности своих действий.

Для ОВС НАТО установлены требования к воинским формированиям различных видов вооруженных сил по укомплектованности личным составом и материальными средствами. В соответствии с этими требованиями соединения, части и подразделения вооруженных сил стран-участниц НАТО, к моменту передачи в подчинение коалиционных органов управления должны соответствовать нижеописанным показателям:

- в сухопутных войсках, необходимое количество вооружения, военной техники, материальных средств должно находиться в частях (подразделениях) или содержаться в непосредственной близости от пунктов их дислокации. Укомплектованность личным составом, вооружением, военной техникой и другими материальными средствами должна быть не ниже 90%;

- в военно-воздушных силах необходимое количество авиационных средств поражения, материально-технического обеспечения должно быть размещено в местах базирования авиационных формирований. Авиационные части должны быть полностью укомплектованы личным составом. В случае некомплекта, они доводятся до полной численности (100%) в пределах времени, установленного для каждой категории готовности. Коэффициент укомплектованности летными экипажами для сил универсального (территориального) применения должен составлять: 1,2-1,5 экипажа на самолет в мирное время и 2 экипажа на самолет при ведении военных действий. В авиационных эскадрильях, которые передаются в оперативное подчинение командования ОВС НАТО, не менее 70% боевых самолетов должны быть в боеготовом состоянии.

В военно-морских силах необходимые вооружение и военная техника (включая самолеты штатных подразделений палубной авиации), средства тылового обеспечения должны находиться на борту кораблей или содержаться в готовности к погрузке на них. Текущее состояние формирований амфибийных сил и морской авиации должно отвечать требованиям, предъявляемым к сухопутным войскам и военно-воздушным силам (соответственно).

Таким образом, НАТО по-прежнему рассматривает военную силу в качестве важнейшего инструмента реализации своих политических целей. Руководство НАТО намерено продолжить курс на расширение состава альянса за счет принятия в него других стран Центральной и Восточной Европы. В интересах достижения своих целей, Североатлантический союз намерен расширять сотрудничество с основными международными и региональными организациями.

В ходе строительства вооруженных сил стран НАТО приоритет отдается совершенствованию их организационно-штатной структуры, повышению мобильности и оснащенности войск (сил) современным вооружением и военной техникой.

Ядерная политика НАТО, не претерпела изменений и базируется на сохранении ядерного потенциала США, Великобритании и Франции. Кроме того, сохраняется подготовка ОВС НАТО к ведению крупномасштабных военных действий и к проведению операций по урегулированию кризисных ситуаций различного характера, а также операций по устранению угрозы со стороны международных террористических организаций в зоне ответственности НАТО и за ее пределами. При этом для проведения таких операций наличие мандата Совета Безопасности ООН является необязательным.

Анатолий КУЛИКОВ

Опубликовано 3 декабря в выпуске № 6 от 2008 года

Комментарии
Добавить комментарий
  • Читаемое
  • Обсуждаемое
  • Past:
  • 3 дня
  • Неделя
  • Месяц
ОПРОС
  • В чем вы видите основную проблему ВКО РФ?